Счетная палата РФ (СП) провела аудит эффективности администрирования платежей за пользование водными объектами и выявила значительные резервы поступлений по этому виду доходов в федеральный бюджет, говорится в отчете ведомства.
Счетная палата в ходе проверки обратила внимание на низкие ставки платы за использование водных ресурсов. "Например, доля платы за забор воды из водных объектов в себестоимости продаж водопользователей, не являющихся предприятиями электроэнергетики и ЖКХ, составляет менее 0,01%. Проведенные Счетной палатой расчеты показали, что увеличение ставок, например, в 10 раз не повлияет значимо на экономику предприятий и доля платы за забор воды сохранится на уровне менее 0,1%. При этом дополнительные доходы бюджета составят около 32 млрд рублей", — отмечается в документе.
Также выявлено, что многие водопользователи осуществляют забор воды без установки соответствующих измерительных приборов. Так, в 2019 году для них ввели повышающий коэффициент размером 1,1 к ставке платы. Однако, как отмечается в документе, по результатам проверки, эта мера не помогла снизить число водопользователей без таких приборов и также не стала стимулом для их установки. В 2022-2023 годах доля заключенных с такими водопользователями договоров составила почти 50%. В 2023 году без измерительных приборов в целом по стране было забрано около 33% от общего объема забранных ресурсов из поверхностных источников, сообщается в документе.
Для решения этой проблемы СП предложила кабмину увеличить повышающий коэффициент для водопользователей без приборов с 1,1 до 10. По оценкам Счетной палаты, рекомендация принесет в бюджет дополнительные доходы и поспособствует снижению неучтенного забора воды . За 1-ый год применения повышающего коэффициента объем доппоступлений может составить около 2 млрд рублей по водопользователям, не относящимся к льготным категориям, и около 12 млрд рублей по всем, заключили в СП.
По оценкам СП, другим потенциальным резервом для повышения доходов бюджета может стать плата за использование акватории водных объектов. По результатам проверки, действующие ставки по этому виду водопользования не являются рыночными. Как говорится в документе ведомства, в среднем по участку акватории площадью меньше 1 тыс. кв. м плата не превышает 1 тыс. рублей в год. При этом ставки не различаются для всего водного бассейна, а также не дифференцированы по рыночной привлекательности водных объектов.
Кроме того, при проверке СП обратила внимание на недостаточное взаимодействие между ведомствами в сфере водных отношений, а также отсутствие у Росводресурсов необходимых инструментов контроля за деятельностью органов власти субъектов, которые уполномоченны вести администрирование платежей в сфере водопользования. По оценкам Счетпалаты, недостаток контроля от Росприроднадзора приводит к росту правонарушений в сфере водных отношений, а это, в свою очередь, формирует риски искажения отчетности по бюджету и потери доходов бюджета от нелегитимного использования водных объектов.
О предложениях Счетной палаты
По итогам проверки СП направила письмо в кабмин с предложениями повысить не менее чем в 10 раз ставки платы за забор воды из водных объектов, которые находятся в федеральной собственности, а также повысить плату за использование акватории поверхностных водных объектов с учетом кадастровой стоимости земельных участков, которые к ним примыкают.
Также предлагается увеличить до 10 повышающий коэффициент к ставкам платы за забор водных ресурсов для пользователей без водоизмерительных приборов.
Кроме того, Счетная палата рекомендовала Министерству финансов ввести централизованный бюджетный учет доходов, поступающих в виде платы за пользование водными объектами, для всех администраторов этого вида доходов, включая уполномоченные органы регионов.